КИТЕЖ-ГРАД НА ОЗЕРЕ СВЕТЛОЯР:

легенды и быль…

 

А. Асов

 

Мы с вами живем с мире полном тайн из загадок. Одна из таких тайн: Китеж-град, который согласно старинному преданию сделался невидимым сокрылся в водах озера Светлояр. С давних пор к этому озеру, находящемуся в Нижегородской области, Семёновском районе, близ деревни Владимировки приходят люди, чтобы прикоснуться к этой манящей тайне. Множество прекрасных сказаний о Китеже дошло до наших дней. (Публикация ведической части этой статьи сделана в журнале «Наука и религия» №1, 2006., христианская часть была сокращена).

 

Ведические сказания о Китеж-граде на Светлояре

 

Сказание о невидимом Китеж-граде у озера Светлояр восходят к преданиям ведической старины. Осколки их разбросаны по легендам местных волжских народов — как русских, так и татар, марийцев, мордвы.

И впервые собраны они вместе в "Песнях Гамаюна", первой книге из серии "Веды Руси", вышедшей в 2005 году. Согласно "Песням", само озеро Светлояр явилось чудом, когда Дива-Додола преследовала бога Велеса Суревича.

А как это было? На сей счёт есть такая старая волжская легенда. Приведу её здесь, изменяя имена святого Власия на Велеса, а Илью-пророка на Перуна, тем более, что бабушка-хранительница, рассказавшая ту легенду, и сама помнила, как в старину на поле «завивали Велесу бородку» из колосьев пшеницы, и тогда называла его именно Велесом, а не Власием или и Василием.

 

«Влюбился как-то Велес в дивную красавицу Диву-Молонью, дочь владыки туч грозовых, громовых. Ой, и дивно хороша была та царица Молонья, будто козочка молодая! А как шла она мимо, да плечом вела, да косу свою пальчиками перебирала и заплетала, и каблучками, как копытцами, пощелкивала — все просто ума лишались.

И случилось так, что в Диву влюбился не только Велес, но и лучший друг его царь Гром, что орлом летал под облаками, да метал молнии-перуны в Землю-Матушку. Потому его-то и звали Перуном. И были Перун и Велес друзьями, да стали с тех пор врагами, рассорила их красавица…

И вышла она за Перуна замуж. Ну да Велес-то не мог с тем смириться. Прознал он, что растет в саду Ирийском у Лады-матушки цветок заветный, который ландышем зовется. И охраняет тот ландыш-цветок сам лютый Ладон-дракон. А кто сорвёт тот заветный цветок, да даст понюхать его любимой своей, тот завладеет ее сердцем, и забудет она обо всем на свете, и полюбит его больше жизни.

И тогда забрался Велес-бог в сад Ирийский, и Змею тому Ладону глаза отвел, и тот ландыш-цветок унёс. А затем явился он с тем цветком к Диве-Молонье. А в ту пору-то мужа ее Перуна дома не было. Да не день не было и не неделю, и не не месяц не было и не год, а целых триста лет! Ну а Велес-то, конечно, тут как тут. И ландыш в руках, и улыбка на устах, и мед в речах.

Так и так, любимая! Ты все ждешь-дожидаешься Перуна Сварожича, а он-то за тридевять земель верность тебе не хранил. И не мало дев затруднело от объятий его, и деток-то его за последние триста лет народилось в разных землях, словно звезд в небесах!

Тут, конечно, Дива рассердилась. Начала громы и молнии метать. Помчалась на своём Буре-коне вслед за обидчиком, и там где ударил копытом тот конь — явилось озеро. Ну а Велес тогда обратился сам в речку Ландыш (Люнду) и струится вокруг копыт того коня, журчит, заговаривает… И увидела Дива что растет по терновым кустом там чудный ландыш-цвет.  Сорвала она тот цветок, вдохнула аромат — и тут же явился пред девою Велес.

Ну и что ты тут поделаешь? Против чар и цветов да ласкового обхождения кто ж устоит? Потому-то и зацвела у Велеса с Дивою любовь. Добился своего сын Солнца и Коровы Небесной!

И как весной набухают почки и расцветают цветы, а затем по осени плоды созревают, так и у Додолушки Дивы и Велеса Сурича поздней осенью родился сын. И его назвали тогда Ярилой, а озеро-то в его память назвали Светлояром.»

 

Затем Велес призвал волшебника Китаврула, чтобы тот построил им волшебный град на берегах того святого озера. Вот как об этом говорится в «Песнях Гамаюна» (этот текст — пересказ легенды финно-угорской, приведённой нами в НиР №4, с. 56):

«И тотчас призвал Велес Суревич — Китавурла бога-строителя. И сказал ему Велес Суревич:

— На востоке теперь возведи ветроград, назови его Китеж-град! Близ сего Светлоярова озера разведи купальский костёр, а потом из золы ты насыплешь валы. Сделай из венков девичьих чудо-кремль на костровище. Башни выстрой из цветов, а детинец из грибов! Терема — из желудей дубовых, а из шишечек   хоромы! Пусть придёт пора чудес — будет город там, где лес! Где горели костры — вознесутся шатры! Встанут улицы и дворцы! 

И построил тогда Китаврул ветроград; и назвал его  Китеж-град. Город он возвёл для счастья, выстроил волшебник башню о семи шатрах на семи ветрах. Сделал злат престол в сей башне, чтоб войти в неё хотелось, чудеса внутри увидеть за резными воротїми и высокими стенїми… 

Велес Суревич в сей башне Книгу Вед от мира спрятал: письмена на досках старых, крышки книги золотые, украшения литые. И заклятыми цепями приковал её к престолу. Мудрость жизни, тайны мира в этой книге начертал он, и Сварожии заветы, древние установленья, — то, что золота дороже, что оплот добра и правды…»

 

В ведической традиции известна и последующая история сего града. Велес Суревич, владыка по преданию  обладал волшебным камнем — рубином сокровения. Его сила могла перенисти в иной мир (в мир снов и фантазии) всё что угодно,  даже город.

И в первый раз Китеж стал невидимым после великой Битвы Трёх Родов, о чём повествуют «Песни Гамаюна»  (VII, 1). И память о тех битвах и чудесах сохранилась как в местных русских легендах, так и в указанном финно-угорском источнике.

Согласно сей легенде тогда  Сварожичи и Дыевичи пошли воевать с родом подземных колдунов-панов из-за украденных ими волшебных коров, дочерей и сынов небесной коровы Земун. Битва должна была произойти в Пановых горах, на коих ныне расположен град Нижний Новгород.

И они хотели призвать на помощь владыку Китеж-града — Велеса Суревича. Но тот отказался, ибо не желал проливать кровь роднызх- братьев, породнившихся с панами.  Боги захотели принудить его к союзу силой, и пустили в него монию . И тогда Велес-Велияр сотворил великое чудо, он заставил ту молнию  ударить в Рубин Сокровения на своём перстне.

«И когда ударила молния в тот великий Рубин Сокровения — вмиг растаяло наваждение. Вдруг исчез и сам Китеж-град святой с Семиверхой башней Златой. И увидел Перун сын Сварожич вместе с сыном Тархом Дажьбогом, что вокруг лишь лес Светлояров — травушка вокруг чуть трепещет, озерцо синей гладью блещет…»

И после той битвы, видя заключение братьев, он в горе покинул Китеж-град, оставив его на попечение Китаврулу: «Друг старинный, строитель дивный! Ты оставь кормило златое на своей летучей ладье… Ты возьми-ка кормило власти. Был ты кормчим на корабле — стань же князем во Китеж-граде! Ты его окружи неприступной стеной, опоясай мощными рвами! Сделай город таким, чтоб укрыться могли в нём все немощные и старые! Пусть всегда за стеною его обретут беззащитные вдовы, сироты приют. Те, что слёзы льют о погибших мужьях, и о братьях, убитых в жестоких боях!..»

Сам же он отправился на Север, в Белозерье, жить «под шатром от могучих елей и под сенью широкой сосен…напоён дождями и укрыт снегами…» Между прочим, там он стал известен как Морозко (наш Дед Мороз Красный Нос).

 

Христианские сказания о Китеж-граде на Светлояре

 

Последующая история Китеж-града уже известна по источникам и летописям христианским, старообрядческим, включённым в «Китежский летописец» XVII века. Согласно этому источникам, Град Большой Китеж был построен «в месте вельми прекрасном и многолюдном» у озера Светлояр, что на восток от Малого Китежа (Городца) великим князем Юрием Долгоруким[1]. Строился он три года, с 1 мая 1165 по 30 сентября 1168 года, и в длину имел 200 сажен, а в ширину 150 сажен. 

Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — г. Городец на Волге. Об этом, между прочим, сообщает известная историкам Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку той же Городец на Волзе» (Полное Собрание Русских Летописей, т. XVII, стр. 2:).

Потом настала тяжёлая година Батыева нашествия. И в 1243, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, великий князь Юрий Всеволодович скрылся в этом городе. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Всевышнему Богу, и обрели защиту. Город «сокрылся», и его накрыли сверху земляные холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого великого чуда. Затем разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте»… 

Старообрядцы приняли эту легенду за истинное происшествие и провалившихся жителей причислили к лику святых. И они полагают, что те жители до сих пор живут там.

Те старообрядцы, что приходят на озеро с давних пор с верою и страхом божиим, слышат подземный звон, видят горящие под водою свечи, кресты церквей, отражающихся в озере, Рассказывают, что один заблудившийся пастух даже ужинал там и хотел было в другой раз туда пробраться и уже не нашел дороги. Такие сказочные рассказы распространяются по сию пору. И ныне мы можем найти остатки тех землянок и скитов первых старообрядцев, силившихся по берегам озера, которых и прославили Светлояр и невидимый Китеж-град своими рассказами.

Один из тех рассказов был опубликован семёновским старобрядцем Степаном Мелединым «Китеж на Светлояром озере»  в журнале «Москвитянин»  (№12, 1843 г.). Это была первая статья о Китеже и Святлояре, а теперь их насчитываются уже сотни, если не тысячи …

Официальная церковь в те годы не удержалась и в пику старообрядцам повелела уничтожить «сетлоярские соблазны и суеверия"». В 1836 году было открыто нашумевшее в свое время «Дело об уничтожении часовни, построенной без разрешения начальства, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже». Протоиерей Смирнов тогда обличал «раскол», негодовал против его святыни. Но, вот что интересно отметить,  в его донесении есть и такие слова: «Тут совершаются мольбы, обожаются сами деревья, приносятся им жертвы... Они (старообрядцы) представляют сущее подобие черемисских кереметей (языческих волхвов)». А это значит, что в те годы старообрядцы по сути продолжали ещё и саму ведическую традицию.

Прошло полтора века с небольшим, и вол теперь митрополит Нижегородский и Арзамасский уже служил торжественный молебен на берегу озера, и освятиял рядом с ним часовню. НЕ только старообрядцы, но и сама Православная церковь «приняла» Светлояр и почитает его уже не местом «языческого идолопоклонничества», а своей святыней…

 

И эта легенда про город святых и праведников приводила на берег Светлояра многих замечательных людей, художников, писателей.

Павел Мельников-Печерский. вдохновленный встречей с озером, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». О Китеже писали журналист Александр Гациский — один из первых редакторов первой местной газеты «Нижегородские губернские ведомости». Здесь бывали Максим Горький, который рассказал о Светлояре в очерке «Бугров», также, Владимир Короленко ("В пустынным местах"), затем Михаил Пришвин ("Светлое озеро"). К великой тайне Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и писатель-мистик Дмитрий Мережковский. На основе легенды о граде Китеже была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов... А теперь создали картины об озере художники Николай Шаплыко и Екатерина Сорокина.

И теперь на берегу Святлояра происходит чудеса…  Нет, пока ещё Китеж не поднимается из чистых озёрных вод. Но у Cветлояра и теперь собираются люди, самых разных порой взглядов. Святое озеро призывает к своим водам и тех, кто проповедует идеи Рериха. Другие разыгрывают на берегах озера целые битвы из культовых фантастических книг Толкиена. И рядом со старообрядцами и иерархами официальной православной церкви проводят свои моления Яриле и Велесу современные язычники-родноверы...

 

Прекрасные фотографии с озера Светлояр предоставили для публикации в журнале Валерий Лоскутов и Сергей Беляков (Ивановское отделение Лиги защиты культуры: см. эти фотографии на сайте  http://liga-ivanovo.narod.ru