Экспедиция в Ирий

ЭКСПЕДИЦИЯ В ИРИЙ 

 

Статья из книги «Русколань: Древняя Русь» (История и традиции русского казачества). М., Вече, 2003.

Готовится к изданию в ноябре-декабре.

 

 

Зов Русколани

 

Если открыть «Книгу Велеса», то пред нами сразу встанет образ могущественного древнего царства Русколани в Северном Причерноморье. В пору расцвета, в начале нашей эры, это царство занимало земли от Дуная и Карпат до Крыма, Северного Кавказа и Волги, а под­власт­ные земли захватывали степи за­волжские и южно­уральские. Близкородственные цар­ские роды правили тогда и в землях Сасанидского Ирана, и в Северной Индии, а также в землях  западнославянских, и чуть ли не по всей «варварской» Европе. Святая столица всех этих царств град Кияр Антский, который на Руси явился предшественником Киева, рас­по­лагался вблизи Эльбруса, великой Алатырь-горы.

«Книга Велеса», предания народов Востока и Запада, повествуют более чем о трёх тысячах лет истории Русколани: о войнах, о стро­ительстве городов и храмов, об устроении торговых путей с Востоком и Западом.

Но до недавнего времени, по причинам пре­ходящим, политическим, а также из-за ан­тина­учной, но устоявшейся традиции, эта цивилизация, как и вся античная история Причер­но­морской Руси отечественной ис­то­рией и археологией признавалась либо не су­ществующей, либо не имеющей отно­ше­ния к славянам и русским. Потому неиз­вест­ны официальной архе­ологии роксалан­ские города, святилища и храмы в этом крае.

Причём, позиция дореволюционной рос­сийской исторической и археологической науки была иной. Тогда и были сделаны первые и весьма значительные открытия. Так ещё в 1851 году архе­ологом П.Г. Ак­ритасом были обследованы развалины скифского Храма Солнца на восточных склонах г. Бештау. Результаты дальнейших археологических раскопок этого свя­тилища были опуб­ликованы в 1914 году в «Записках Ростовского-на-Дону исторического обще­ства». Там был описан огромный камень «в виде скифской шапки», установленный на трёх устоях, а также куполообразный грот. А начало крупных раскопок в Пятигорье положил знаменитый доре­волюционный археолог Д.Я. Самоквасов, который описал 44 кургана в окрест­ностях г. Пяти­горска в 1881 году.

В дальнейшем, после революции, были об­сле­дованы только некоторые курганы, на го­­ро­дищах проведены лишь начальные раз­ведочные работы археологами Е.И. Кру­п­но­вым, В.А. Кузнецовым, Г.Е. Руничем, Е.П. Алексеевой, С.Я. Байчо­ровым, Х.Х. Би­д­жиевым и другими.  Потому ныне мы имеем только редкие и по существу случайные находки предметов, относимые к «ко­бан­цам», аланам и сар­матам-рок­са­ланам.

 «Цивилизация, сравнимая с античной греко-римской? Сказки!», такое мнение мне не раз при­ходилось слышать от историков. Да и сам я, работая над переводом «Книги Велеса» и перечитывая её известия о рус­ко­ланах, по­нимал: это легенды, записанные в IX веке, то есть спустя полты­ся­челетия после падения Русколани под ударами гуннов. Но я не сомневался, что у этих ле­генд есть основа. И значит, та великая цивилизация не могла не оставить после себя зримых следов. Не мог бесследно исчезнуть град Кия у «Ве­ликой горы», основанный во II тысячелетии до н.э. Не могла не ос­та­вить следов и столица Русколани времен Буса Белояра, IV в. н.э. Ведь сохранился же мо­ну­мент Бусов в Пятигорье!..

Идея поисков Русколани на Северном Кавказе захватила меня давно. Эти земли и горы звали меня ещё со студенческих лет, со времени первых горных походов по При­эльбрусью, совер­ша­е­мых с конца 80-х годов.

И вот, начиная с лета 2001 года, с тех пор как со мною связался замечательный знаток Кавказа Алексей Александрович Алексеев, работающий в московском клубе туристов «Норд-Вест», мы, группа кра­еведов-энтузиастов, стали организовывать научные экспедиции по Се­верному Кавказу. И теперь к нашей работе подключились специалисты-древники: ис­торики, архе­ологи, палеоастрономы. Большую помощь нам оказывает Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Пятигорска, воз­главляемый Алексеем Григорьевичем Ев­тушенко.

 

В поисках града Кия

 

Удалось ли нам найти град Кия? Уже в первом издании книги «Славянские руны и «Боянов гимн»» (М., 1999) мною было указано наиболее вероятное местоположение Кияра у горы Кара­кая, что в Скалистом хребте (высота 3646 м). Впоследствии именно это положение и ока­залось верным, оно было подтверждено сведениями ту­рецкого путешественника и земле­опи­сателя XVII века Эвлией Челеби, который опирался на известные в его время древние персид­ские ману­скрипты.

Детальное обследования развалин этого города, занимающего широкую долину между селениями Верхний Чегем и Безенги, дело будущего. Здесь необходимо провести археологи­ческие раскопки, для чего нужны большие вложения и подключение к работе ведущих учёных и не только России. Такие же работы, крайне осторожные, дабы не по­тревожить святынь, следует проводить и в иных «городах мёртвых» Северного Кав­каза. И сле­дует заметить, что сон тех могил давно уже тревожат грабители и «чёрные археологи». Из­вестно, например, о том, что накануне Гражданской войны была вскрыта одна из последних нетронутых могил, и в ней была обнаружена мумия, судьба которой ныне неизвестна. О такой находке сообщила также заметка «Уникальная находка: му­мия древнего человека в алано-адыгском могиль­нике («Ле­нинское знамя», г. Чер­кесск, 4 июля, 1974). Но будем надеяться, что не всё утрачено и что археоло­гическое открытие Русколани ещё впереди.

Окончательное решение являются ли развалины, на которые указал Эвлия Челеби, и в самом деле развалинами Кияра, могут решить только широкомасштабные археологические раскопки.  И с самого на­чала нами рассматривалось также и иные возможности. Гора Каракая (Каркея), указанная в ряде манускриптов как глав­ный ориентир для местоположения сего града имеется не только здесь. В При­эльбрусье, близ самого Эльбруса, есть и иная гора Каракая высотой 3350 м. По пути к ней от первой горы, в долине реки Киртык, есть и ещё одна, третья, невысокая гора с тем же именем Каракая. Она находится на полпути от Кияра к Эльбрусу и священной Ирийской долине.

Именно этот древний священный путь был нами обследован в 2001 году, а в последующие годы мы проводили разве­дочные экспедиции у Ирахита и его ок­рестностей..

 

От Кияра к Ирию

 

Если двигаться от Кияра дорогой паломников, то необходимо вначале пройти по ущельям реки Чегем, затем перевалить хребет Качкорташ и выйти к городу Тырнаузу или Былыму на реке Баксан. Потом пройдя по реке Баксан следует выйти к его притоку, реке Кыртык. И далее по этой реке дойти до малой горы Каракая.

В тюркских языках это имя значит «Чёрная гора». И, очевидно, в данном случае наз­ва­ние отражает суть. Это дейст­вительно «Чёрная гора» с остатками древ­него капища, пещерами и «аланскими» могилами. В той горе есть минеральные источники с целебной, но быстро пор­тящейся «мёртвой водой». По преданию, эта вода врачует только тело, но не душу, она исцеляет раны даже на мёртвом, а оживить его может лишь вода живая.

Не исключено, что именно об этом святилище у Чёрной горы упоминал древний арабский писатель Масуди при опи­сании окрестностей Эльбруса, который он называет «Вы­сочайшей в мире горой... в славянском крае». Он писал буквально следующее: «Другое здание было по­строено одним из славянских царей на Черной горе; его окружают чудес­ные воды, раз­ноцветные и разновидные, известные своей пользой...». Очень похоже!

Если миновать эту Чёрную гору, то за нею и за перевалом Чаткара («Чёрный перевал») открывается местность, которую условно можно назвать «долиной смерти». В сей долине за широким ледником (замёрзшим озером) есть моренная гряда — древний лавовый поток. Его прорезает река Кызыл­кол, то есть «Красная река» (или «Огненная река»). Итак, за Чёрной горой и Чёрным перевалом, за «долиной смерти», ледником и причудливой мореной из скал и камней, напоминающей убежище троллей, нахо­дится Огненная река...

Да это же Огненная река Смородина! Река смерти... Это река Огнебога, стража духов­ного мира. Священным рас­тением Огнебога явля­ется смо­родиновый куст, на котором ягоды сначала красные (огненные), подоб­ные кизилу, а потом чёрные как уголь. Кызыл-Су (Смородина) — река смерти, пе­рей­дя её можно попасть в мир богов и духов. И дейст­вительно, через эту реку в узком уще­лье ведёт природный мост из обва­лив­шихся скал. Это и есть сказочный «Калинов мост». Тот самый «Калинов мост», на коем согласно древним славянским легендам дра­коны, стражи Нави, заступали путь героям.

А.А. Алексеев, при­ведший нас к сему мосту в 2001 году, утверждал это с большой убе­ждён­ностью, и я также полагаю, это очень достоверным. Какое живописное место! Не только древним людям, но и нам оно представляется образом  Иномирья, Нави.

Этот путь привёл нас из Яви в Навь. А в Нави, согласно традиции, есть два царства: Ирий и Пекло... И это Пекло, Чёрную гору, Чёрный перевал и мертвые скалы лавового потока, мы уже миновали... А Ирий... Он здесь также есть!

 

На Ирийском плато

Ирий  — это соседнее сверкающее зеленью и цветами обширное плато, именуемое Ирахит-сырт («Ирийское пастбище»). Пастбище Ирахит — и есть земной образ Ирия! Это созвучие не случайно.

С юга от него величественная громада Эльбруса. Северный край обрывается глу­боким ущельем, по которому течёт река Кызыл-су, за которой хребет Ташлыт-сырт. Во время экспе­диции 2002 года мною было тщательно обследовано это плато и его ок­рестности.

Плато Ирахит-сырт  — это подлинное  природное чудо. Создавалось оно милли­онами лет. По нему проходили ледники, сходившие со склонов  Эльбруса. Его обтекали лавовые потоки, которые и были для древних людей Огненной рекой. И эта река в последний раз текла во времена Бусовы, во время последнего крупного извержения вулкана. Тогда лавовый поток перегородил Кызыл-су, и до тех пор, пока река не прорезала в остывшей лаве дорогу, плато Ирахит отделяло от других гор широкое озеро. И пройти на него можно было только перебравшись через «Калинов мост».

А что же сам Ирий? Соответствует ли он описаниям рая, имеющимся во всех свя­щенных книгах мировых религий? И би­блей­ский, и коранический рай располагается на Кавказе. Говорится в этих описаниях и о райском саде, и об источнике живой воды, текущем в нём, а также о древе жизни, и о древе познания. Те же образы мы встречаем в ведических традициях, дошедших до нас в национальных изводах.

Так, в зороастрийском раю пребывают семь бессмертных святых Амеша Спента, которые суть «качества» Верховного Ахура Мазды (Аса Мудрого). Ахура Мазда в славянской традиции суть Асила Мудрый, или Велес, у коего есть семь ликов. То есть в сём раю есть семь обителей семи ликов Велеса.

Эти семь ликов суть: 1) Асила Родович, первый из асов, лик Рода; 2) Огнебог и пер­вый кузнец, воевода небесных воинств Семаргл Сварожич; 3) Финист Дыевич, Огненный Волк и Ясный Сокол, бог войны и жертвенного огня. А также четыре Солн­це­бога Сурича,: Рамина, Валья, Вритья и Дон.

Славянские Веды дают такое описание Ирия:

Тот Ирийский сад — на семи верстах,

на восьмидесяти он стоит столбах

высоко-высоко в поднебесье.

В том небесном саде — трава-мурава,

по цветочку на каждой тра­вочке,

и на каждом цветке по жем­чужинке.

А вкруг Ирия — тын сере­бряный,

и на каж­дом столбочке свечка.

«Семь вёрст», на которых устроен Ирий, это его семь уровней, на коих семь обителей семи богов, семи ликов Велеса. В ста­рорусском языке значение слова верста — ряд, уровень. И также на плато Ирахит есть семь уровней, всхолмий, увенчанных семью камнями-жерт­венниками. И здесь есть эти камни, в том числе и имеющие вид ка­менных чаш правильной формы, чаш для при­­готовления  священной сурьи.

Трава-мурава, цветы — и этим богато плато Ирахит, и вся окрестные долины. И важно отметить, что на каждом из семи холмов преобладает один вид цветов. Так на первом из холмов, у самых «врат Ирия» — синие колокольчики. Чуть выше, у «чаши Сурьи», жёлтые колокольчики. И на высшей точке плато, у группы камней, являющих жертвенник Сварожича, цвёл тогда, в 2002 году, одинокий огненный цветок, звездоцвет, или горная астра. И между прочим многие культурные растения, и особенно цветы, распространялись по миру отсюда, из «рай­ского сада», согласно работам акаде­мика Н.К. Вавилова. И до сего времени их дикие подвиды здесь можно встретить повсюду.

Напротив жертвенника бога-кузнеца Сварожича на склоне Ташлыт-сырта видны выходы  железной руды. И там же древние аланские горные рудники, древние печи. Согласно античным преданиям именно здесь открыли тайну выработки железа из руды..

Волшебная, святая страна! Сюда и шёл Кий сын Ария. Возможно, что именно здесь он нашёл «город богов»... Город, а также святилище Солнца... И мы идём далее по сей зачарованной стране.

 

От Ирия к святилищу Солнца на горе Тузулук

 

Пройдя по краю Ирахитсырта, Ирийского плато, миновав «Калинов мост», можно вый­ти к Долине Замков и источникам нар­занов Джилысу  (горячие воды).

Долина Замков! И в самом деле кони­ческие скалы на склоне горы напротив нас напоминают замки. Уникальное природное образование, а внизу, в ущелье, водопад Султан... Султан или Салтан... А ведь в рус­ских сказках так звали древнего славянского царя, правившего на Кавказе. Помните пушкинское «царство славного Салтана», что рядом с Пятигорьем. Ведь А.С. Пушкин пе­­­ре­сказал известную народную сказку.

И рядом с сим водопадом из скал бьют теплые целебные источники... Живая вода! В отличие от «мертвой воды» она сохра­няется долго и дает силу, не случайно эту воду так и называют «нарзан», или «нарт-санэ», то есть «святой напиток нартов». Нарты, древние богатыри Кавказа черпали в сей воде свою волшебную силу.

И в самом нартском эпосе, в осетинской сказке об Алдаре, есть рассказ о сём ис­точнике: «Там, где враждуя, горы смы­каются вершинами, точно бараны упрямые головами бода­ются... Вот за ними бьет из скалы горный ключ. Вода эта воскрешает мертвых»...

А за долиной нарзанов у самого перевала Каяэшик находятся развалины некого го­рода или крепости, когда-то запиравшей сей перевал... Что это за крепость? В какие годы она была построена? Когда пала?

Судя по крестообразным планам двух хра­мов, а также по могилам-склепам, выло­жен­ным из камней — эта крепость принадлежит к временам христианским. Но ведь и христи­анство в Русколани было распространено во времена Бусовы, то есть в IV веке.

И этот город мог иметь древнейшую историю. Что-то могло быть здесь построено и во вре­мена Кия! Мог сей город-крепость пережить и христианский период. А разрушен он был, возможно, гуннами, окончательно же пришел в упа­док скорее всего во времена Тамерлана, искоренившего в сих местах христианство... Вот где нужно про­вести археологические раскопки!

Интересный и загадочный памятник... Но главное открытие ожидает далее в долине.

Если прийти в ту долину близ подножия горы Каракая, нас встретит одинокий менгир, который стоит здесь, как древний часовой. На каменном столбе высечено лицо витязя, смотрящее прямо на восток. А за менгиром виден колоколообразный холм. Это и есть Тузулук («Сокровищница Солнца»). Другой перевод «солонка» (от слова «туз» со значением «соль» по-тюрк­ски). Соль в древние времена ценилась на вес золота. Считалось, что в соли есть магия солнца, как и в золоте (отсюда у слова «соль»  та же основа корня, что и у «солнца»). В древнерусском языке слово «тузулук» зна­чит «украшение на поясе», «дра­гоценность». Рядом с горой Ту­зулук нет месторождений соли, название её значит именно «со­кровищница».

А на вершине Тузулука — развалины древ­него святилища Солнца. Сама структура святилища, способ обработки камней указывают на вре­мена киммерийские. На вершине холма находится во-первых тур, отмечающий вершину. Затем три больших скалы, подвергшихся обработке. Когда-то в них прорезали щель, направленную с севера на юг.  Также на вершине есть и камни, выложенные как сектора в зодиакальном календаре. Каждый сектор — ровно 30 гра­дусов.

И как тут не вспомнить описание храма Солнца у того же Масуди: «В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них здание на горе, о которой писали фило­софы, что она одна из высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ, о качестве его пост­ройки, о расположении разно­родных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солн­ца, о положенных туда драгоценных кам­нях и знаках, отме­ченных в нем, которые указывают на будущие события и пред­остерегают от происшествий пред их осуществ­лением, о разда­ющихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков».

Возможно, мы нашли именно этот храм у Великой горы.

 

Солнечно-лунные тайны Тузулукского святилища

И очевидно, что каждая  часть сего хра­мо­вого комплекса предназначалась для календарно-ас­тро­логических рас­четов. В этом он подобен южноуральскому городу-храму Аркаиму, име­ю­ще­му такую же зодиакальную структуру, такое же раз­деление на 12 секторов. Также он подобен и Сто­унхенджу в Вели­кобритании.

Со Стоунхенджем его сближает во-первых то, что ось храма также ориентирована с севера на юг. А во вторых одной из важ­нейших отличительных черт Стоунхенджа является наличие в отдалении от святилища так называемого «Пяточного камня». Но ведь и у Святилища Солнца на Тузулуке установлен ориентир-менгир.

До сего времени учёные недоумевали: зачем нужно было тратить столько усилий, строить грандиозные святилища, подобные Стоунхенджу, чтобы всего лишь знать даты затмений. Ведь для их строительства тре­бовалась тяжелейшая работа тысяч лю­дей, слож­ней­шие расчеты. Что вдохновляло строителей и жрецов-астрономов? Зачем им было ну­ж­но знать точно даты затмений? Только ли для того, чтобы произ­водить впе­чатление на легковерных, предсказывая их?

Конечно, нет! Главная цель была иная. Об этом и говорит «Книга Велеса», в ко­торой не раз упоминается об ожидании «Времени Сва», когда завращаются новые «Сварожьи Колёса». Астрологические рас­чёты волхвам были нужны для определения важнейших дат Мировой ис­тории. Так по звездам, по явлению комет и затмениям определялось время нисхождения Сына Вышнего, а также конец и начало зо­ди­а­кальных эпох. И прежде всего начало Нового Коло Сварога, или как мы говорим ныне Платонического года, включающего 12 зо­диакальных эпох или 27 тысячелетий. 

Такой главной датой для I века могла быть дата Рождества Христа. По преданию, это Рождество определили волхвы и маги, пришедшие из персидских стран. Между прочим и в Русколани правила арийская династия, являющаяся ветвью иранско-персидской царской дина­стии. И в сей легенде могли также иметься в виду сла­вянские волхвы.

А для IV века н.э. также могло быть пред­сказано Рождество Буса Белояра. Мистерия Рождества Буса Белояра была связана и с затмением, проис­шедшим через две недели после рождения Буса, а именно 3 марта 295 года. По сему затмению могло быть оп­ре­делено, когда закончится Бусово Время.

А это значит, что и Бусово затмение 21 марта 368 года, отмечающее Распятие и Пре­ображение Бусово, а также перелом эпох, Конец прошлого Коло Сварога, и на­чало Нового Коло, длящегося 27 ты­ся­че­летий, также могло быть вычислено по­доб­ным образом.

По кавказской легенде, это было сделано самим князем русколан Бусом Белояром.

 

Звёздная мистерия Тузулукского святилища

Звёздные тайны Тузулукского святилища, во всем подобны тайнам и Стоунхеджа. Но до сего времени эти тайны оставались сокрытыми для исследователей. И только ныне, после изучения славянкой астро­логической традиции многое нам стало яс­ным. Подробно об этих тайнах мною было рассказано в книге «Славянская астрология» (М., 2001).

Согласно славянкой ведической традиции, каждый новый год начинается с весеннего рав­ноденствия, то есть с 21 марта. И по­следующие семь недель от Распятия Буса до его Вос­кресения и Восхождения к трону Вышнего — суть самые важные в календаре. Они повторяют мистерию 368 года. Эти семь недель представляют собой цикл непре­рыв­ных празднеств, поминовений деяний Буса и великих родовичей рода Белояров.

Тогда в полночь 21 марта 368 года точно на юге (то есть в направлении щели, про­ре­занной в скале на вершине Тузулука) сияла звезда Спика (Альфа Девы). И тогда же точно над менгиром взошла звезда Антарес.

Между прочим имя звезды Антарес озна­чает «человек Ареса», согласно греческой традиции это сын бога Ареса и Афродиты. Причем Арес почитался богом негреческим, фракийским и скифским. То есть он отжде­ствлялся и со славянским Яром (Яровитом, Ярилою), и сле­довательно Антарес — суть сын Ярилы,а значит Яр, или Белояр.

И вот мы видим, что когда над менгиром загорелась звезда Белояра в созвезди Скорпиона (славянского Скипера-Змея), тогда и свершилось Распятие Буса Белояра. И затем,согласно славянским преданиям Бус Белояр, как и ранее иные Сыновья Вышня  — Яр, и Коляда, и Крышень, вознесся на драконе к вершине Алатырь горы (Эльбруса).

Согласно славянскому календарю,  Воз­несение произошло через семь недель после Распятия, то есть после 21 марта 368 года.

И мы видим, что за семь недель звезда Антарес (звезда рода Яров) в созвездии Скор­пиона (созвездии Скипера-Змея), отмечаемая каждый раз в полночь, переместилась  вме­сте со всем небом от юго-востока (опре­деляемого направлением на Бусов менгир) к югу, и чуть далее на запад. То есть она воссияла точно над вершинами Эльбруса.

От святилища на горе Тузулук это выглядит как звёздный полет на драконе Буса Белояра к трону Вышнего на горе Алатыре. Точно как в песнях о Крышне! И этот же сюжет изображен на постаменте Бусова монумента.

И эта мистерия затем повторялась каждый год. И она вошла в традиционный круг пра­вославных народных празднеств, отмечаемый нами доселе.

 

Иные тайны Святых гор  

 

Мы только при­ступили к ис­сле­дованию Приэльбрусья. Необ­ходимо продолжить и архео­логическую разведку, и топо­нимические исследования, Важно изучать легенды сих мест — аланские (осе­тин­ские), адыгейские,  кара­ча­евские, и балкарские. В них можно найти важ­нейшее свидетельство о древ­ней истории Русколани.

Мало кто знает, что некоторые древние роды этих кавказских народов имеют родство, а то и общие корни, со сла­вя­нами и русскими, и особенно с казаками.

Вот к примеру. Мы начали поход от селения Верхний Баксан. Старое название этого села — улус Урусбиевский. Так он именовался по имени балкарского князя. Но ведь «урус», в тюркском значит «русский», а «бий» — «князь». То есть имя этого рода значит «князь русов».

На Кавказе предки балкарцев смешались с древними кавказскими родами, и особенно с карачаевцами, но также и остатками русколан. Тюркская составляющая в языке балкарцев возобладала со времен Тюрк­ского каганата. Но само имя «балкарцы» и «болгары» имеет смысл «белые арии», по сути «бе­лояры». И важно отметить, что среди балкарцев еще в начале XIX века (см., например, книгу Иоганна Бламберга «Кав­казская рукопись») был весьма почитаем род бассиан (или бусиан), который происходил от древнего семейства этого на­рода, которому грузинская историография при­писывала аланское (а значит и рус­коланское) происхождение. Бусов род!

 

Новая тайна... А сколько их ещё ожидает нас на Кавказе, да и по всей земле древней Русколани!

Кияр, Ярград, Славия и иные «города мёртвых», а также «кузни Сварога» на Ташлыт-сырте. Ирийская долина... «Живая вода» нарзанов. Уникальные при­родные силы хранят эти горы и они дают местным жителям долголетие...

И мы вновь и вновь придём сюда. И этот мир вновь будет говорить с нами на тайном языке... Вол­шебное путешествие про­должается...