В защиту русской истории
(из книги «Антифоменко»)
Ю.К. Бегунов, доктор филологических наук России и Болгарии, Санкт-Петербург.
Рецензия на: Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. Статистика. Гипотезы. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Учебно-научный центр довузовского образования, 1995. Т.1,2. 672 с. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. Русь. Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. М. Факториал, 1996. 752 с., илл. Опубликована в журнале «Наследие предков» №3 1997 г. Затем она вошла в книгу «Русская история против «Новой хронологии». (Антифоменко»» (М., 2000 г.) http://www.pereplet.ru/gorm/library/book5.htm
Не так давно на всероссийском совещании ректоров вузов в Москве участникам давалась в качестве подарка красочно оформленная солидная книга под названием «Империя»; ее украшали 17 цветных иллюстраций из древних летописей, карт, икон, надписей, пирамид, гробниц и т.п., делая ее внешний вид чрезвычайно привлекательным. Годом раньше, выходила и другая книга названных авторов под названием «Новая хронология», в двух томах. Эти издания явно претендовали на сенсацию.
Соавторы — известные ученые-математики — академик РАН, доктор физико-математических наук А.Т.Фоменко и кандидат физико-математических наук Г.В.Носовский — применили новый эмпирико-статистический метод анализа хронологии почти всей человеческой истории вслед за покойным академиком — народовольцем Н.А.Морозовым (1854-1946). Последний, находясь в течение 25 лет в заключении в Шлиссельбургской крепости, написал 7 томов своего капитального труда «Христос, или История человеческой культуры в естественно-научном освещении" (издан в 1924-1932гг.). Согласно Морозову, вся древняя и средневековая истории человечества, в том числе и России, были сфальсифицированы монахами-летописцами, позднего средневековья и первыми историками нового времени, куда попадают, кроме Нестора, Сильвестра, Василия и других летописцев, Татищев, Ломоносов, Екатерина II, Щербатов, Болтин, Карамзин. Эта мысль не была доказана ученым-критиком, однако математические обоснования он попытался привести в восьмом рукописном томе собрания своих сочинений. Московские же соавторы подхватили идеи Морозова и попытались их развить дальше и обосновать. В результате ими в соавторстве и отдельно (начиная с 1974 г.) было издано свыше 50 трудов, часть которых имели сугубо математический характер. Суть новаторства, по мнению академика Фоменко, состояла в обнаружении «повторов в истории» и хронологических сдвигов, рождающих дубликаты. Соавторы используют нетрадиционные методы датировок, а именно: астрономические с целью воссоздания «короткой хронологии», не содержащей «дубликатов», явившихся, в свою очередь, якобы следствием громадной человеческой ошибки, допущенной создателями самих подлинных документов давних эпох. Получается своеобразная ситуация, похожая на «театр абсурда»: Морозов, Фоменко, Носовский отказывают людям далеких эпох в праве создавать достоверные исторические документы своей эпохи и полагают, что только новые математических методы приоткрывают завесу, которая ранее закрывала истину.
Итак, тысячи историков древних, средних и новых эпох не правы, а Фоменко-Носовский правы. У последних появилось немало поклонников в Москве и Петербурге, которые готовы носить первооткрывателей на руках, а традиционную русскую историю подвергать сомнению. Так, например, поступают Владимир Хозиков, московский математик (математик из Москвы полагает, что наша история полна событий-призраков, имеющих с реальностью мало общего (Санкт-Петербургские ведомости. №22/1447. 5 февраля 1997г.с.5.), питерские журналисты О.М.Гусев и Р.Л.Перин (Потаённое. 1996, №3, с.2-3; Гусев О.М. Карфаген должен быть разрушен, За Русское дело. 1996. № 12/44. С.З.), Президент Кубанской Народной Академии Г.Молоканов (Как было в прошлом — так будет и в будущем!) («За Русское дело». 1997. № 1/45), капитан 2-го ранга А.Донецкий (Кто начал разрушать нашу Империю, За Русское дело, 1997. № 1/45/. С.5). Они с восторгом цитируют и прославляют московских авторов, поддерживая основную их концепцию об отсутствии на Руси Татаро-монгольского ига.
Из весьма пикантной ситуации потенциальной фальсификации московские соавторы надеются благополучно выйти с помощью следующих постулатов:
1) большая часть дошедших источников неаутентична и недостоверна, так как создана в ХVII-ХVIII вв. на основе мифов и преданий;
2) большинство имён и событий истории Руси и России можно перетолковать, лишить их первоначального смысла, одни лица заменить другими, двойниками или дубликатами.
Непригодность этих постулатов в области гуманитарных наук очевидна. История не математика и она не подвластна математическом законам. В книгах Фоменко-Носовского мы находим следующее: 1) отсутствие связи между математико-астрологическими явлениями и выкладками и конкретными фактами русской истории, 2) отсутствие связи между обсуждаемыми фактами и подлинными источниками Руси и России — летописями, актами, синодиками, родословными, мемуарами, историческими сочинениями.
Однако Фоменко и Носовский смело бросаются в неизвестное и создают собственную концепцию Русской истории. Новая концепция Русской истории гласит: татаро-монгольского ига не было.
ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. На странице 67-й «Империи» заявлено буквально следующее: «Никакого иноземного (татаро-монгольского) завоевания Руси в XIII в. не было, так как Орда не воевала с казаками, а казаки были составной частью Орды». Это заявление противоречит, по крайней мере, нескольким тысячам русских и иностранных источников, которые изданы и известны всему миру. Перечислим некоторые из них. Прежде всего это современная событиям «Повесть о нашествии Батыя на Русскую землю», 1237-1241гг. Она была включена в большинство из сохранившихся 5600 летописей (данные Картотеки академика Н.К.Никольского, хранящейся в Рукописном Отделе БАЙ РАН) и многократно издана в составе 43-х томного «Полного Собрания Русских Летописей» (1841-1993). Повесть эта сохранилась в составе «Московского Лицевого Летописного свода» 60-70-х годов ХVIв. (тома хранятся в Русской Национальной библиотеке в Петербурге), где можно увидеть ужасающие картины взятия и сожжения 14 цветущих русских городов Северо-Восточной Руси, гибель тысяч соотечественников, увод десятков тысяч в ордынский плен и т.п. Назовем здесь также многократно изданные пять Поучений знаменитого проповедника Серапиона Владимирского, Речь Петра Акеровича на Вселенском соборе католической церкви в 1245г. (в Хронике Матвея Парижского) повести и жития о св. Николе Заразс-ком, о св. Меркурии Смоленском, о св. князе Александре Невском, о св. князе Михаиле Черниговском, и боярине его Федоре, о св. князе Феодоре Черном, о св. князе Михаиле Ярославиче Тверском, циклы повестей и сказаний о святых богородичных иконах Федоровской и Владимирской, циклы повестей о Куликовской битве и о стоянии на реке Угре, песни и былины о борьбе богатырей с погаными (т.е. некрещёными) татарами; упомянем государственные акты, ярлыки и официальные письма с угрозами европейским правительствам монгольских ханов Чингиза, Мункэ, Угедэ, Тулуя, Хулагу хранятся в Риме, Лондоне, Париже). Назовём ещё и ряд восточных источников — монгольских, иранских, изданных, например, на русском языке Тизенгаузеном в двух томах (1886, 1941), «Секретную историю монголов», «Хронику Алтай Тобчи», «Хронику Ра-шид-адина», пространные отчёты европейских путешественников эпохи нашествий Плано де Карпини, Вильгельма де Рубрука, венгерского монаха Иоанна — все многократно изданные европейское хроники о нашествии Бату-хана в 1241-1242 гг., и мн. др. Подробнейшую библиографию источников и исследований по истории татаро-монгольского ига и создания монгольских государств в ХIII-ХIV вв можно найти в книге Жана Поля Ру «История Империи монголов» (Файярд, 1993, нафр. яз.) и в красочном амстердамском альбоме «Монгольский спектр Мировой истории. 1200-1300», не говоря уже о нескольких крупных справочиках на русском языке, среди которых труд В.С.Иконникова «Опыт русской историографии» в четырех томах (1891-1908), справочник И.У.Будобница (1962), капитальные труды А.Н.Насонова, А.Ю.Якубовского и Б.Д.Грекова, И.Б. Грекова, Г.В.Вернадского, Л.Н.Гумилева и мн. др. На забудем упомянуть свод монгольских документов изданных Л.Лигети (Моnuvtyna Linguze mongolia . Вudapest, 1972), а также две современные монографии американца Чарльза Гальперина. (1985).
Ни в одном из трудов, посвященных истории 300-летнего татаро-монгольского ига ни Руси, нет проблемы «Казачество и монголы», так как её просто не существовало. Казачество ещё не было организовано как реальный воинский круг. Это хорошо известно из современных капитальных трудов Р.А.Нелепина («История казачества». СПб., 1995. Т.1, 2) и Е.И.Савельева («Древняя история казачества». Новочеркасск, 1915-1918. Ч.1-3. Перепечатка: Ростов-на-Дону, 1990 и СПб., 1996). Московские соавторы полностью игнорируют добротные труды и по истории казачества и по истории монголов. Они занимаются построением своей концепции, несостоятельность которой очевидна.
ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. На Руси в XIV в. образовалась «огромная Монгольская Империя», «Русско-ордынская Империя». Она была якобы особым образом организована, когда «верховным правителем являлся полководец-Хан-царь, а в городах сидели гражданские наместники — князья, которые обязаны были собирать дань в пользу этого русского войска на его содержание. Таким образом древнерусское государство представляется единой Империей, в которой было постоянное войско (орда) состоящее из профессиональных военных, и гражданская часть, не имевшая своих регулярных войск, так как эти войска уже входили в состав Орды». («Империя», с.68). Это неверно. На самом деле, Большая Орда со столицей Сарай-на-Ахтубе существовала отдельно от Русских княжеств, которые в XIV в. начали объединяться вокруг Москвы для того, чтобы построить сильное национальное государство и покончить с ненавистным игом. Русское серебро собиралось князьями как дань и посылалось в Сарай «для отвода глаз», а внутри шла кропотливая работа сопротивления, которая привела однажды Русь на Куликово поле, а во второй раз — на реку Угру, и иго пало в 1480 г. Не было и никакого объединённого регулярного войска. Первая попытка устройства регулярного русского войска относится ко времени царя Алексея Михайловича (1645-1676): это стрелецкий и рейтарские полки. У нас на Руси было только одно Московское Православное Царство и один государь: до 1598г. - Рюрикович, с 1613г. - Романов. Царь был символом Русской власти и надеждой народа. Только с 1721г. организовалась Российская Империя и она была высшей формой развития Национальной идеи. Регулярная армия появляется с Петра I: вначале в виде потешных полков Преображенского и Семеновского, а потом, согласно военной реформе 1710-х годов, всеобщей армией государства (рекрутская повинность). Именно эта Российская армия покрыла себя неувядаемой славой на полях сражений в Европе и в Азии в ХVIII-ХIХ веках. Московские соавторы не касаются действительной организации Монгольской империи в XIII- XIV вв., оставляя в стороне научную литературу по этому вопросу, основанную на подлинных источниках. Мы имеем в виду 3-й том «Истории России» Г.В.Вернадского — «Монголы и Русь» а также две монографии Ч.Гальперина «Татарское иго» и «Россия и Золотая Орда».
ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Московские соавторы утверждают, что «Русско-Ордынская Империя» «просуществовала с XIV века до началу XVII в. и её история закончилась известной Великой смутой на Руси начала XVII века. В результате Гражданской войны русские, ордынские цари, последним из которых был Борис Годунов, были физически истреблены, а прежнее русское войско Орда — фактически потерпело пора жение в борьбе с «западной партией». В результате к власти на Руси пришла новая прозападная династия Романовых. Она сразу же захватила власть и в Русской церкви», (с.68). Все cуждения здесь неверные, противоречащие известным фактам русской истории. Прежде всего, на Руси не было «Русско-ордынской Империи». С татарским игом было покончено в 1480 г. и вскоре перестало существовать грабительское татарское государство. Его остатки были завоёваны и присоединены к Российской империи в ХVI-ХVIII вв. (последним — Крымское ханство в 1783г). Ордынских царей у русских не было. «Западной партии» тоже не было. С известной долей вероятности «западником» можно было бы считать Лжедмитрия I (1605-1606), боярина царя Алексея Михайловича Ордина-Нащокина, князя Голицына, слабых властителей царя Феодора II, царевну Софью. Настоящее же «западничество» начинается с Петра Великого и его реформ (1689-1725).
ЧЕТВЁРТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. «Романовым была нужна «новая история», идеологически оправдывающая их власть. Новая династия, с точки зрения прежней русско-ордынской истории, была незаконной, поэтому потребовалось в корне изменить освещение предыдущей истории» («Империя», с.68).
Всем царям всегда были нужны идеология и история, оправдывавшие их власть. Однако неверно, что Романовы как идеологи противостояли Рюриковичам. Всякая княжеская и царская власть на Руси считались законной, а иногда и богоустановленной. И в ХVIIв. историки исходили из положения, что народ и монарх едины и что у славяно-русского народа была великая и героическая история, в том числе и история борьбы с татаро-монгольским игом и его последствиями на Руси (Федор Грибоедов, Иннокентий Гизель, Феодосии Сафонович, «Титулярник» 1672 г. и мн. др.). Все эти вопросы хорошо изучены в исторической науке (Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XI/-XVI/ вв. М., 1973. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. М., 1993. ), но московские соавторы ими не занимаются.
Вместо совершенно необходимого для исследователя добросовестного изучения историографии и источниковедения отечественной истории московские соавторы пускаются в плавание по сомнительным волнам предположений и отожествления одних исторических лиц с другими как якобы «дубликатов». Так великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович (1190-1246) оказывается дубликатом сына Джу-чи, внука Чингиз-хана Батыя (1205-1255), а значит Батькой, мифическим атаманом казаков, а его брат великий князь Владимирский Юрий (1188-1238) — дедом Батыя самим Чингиз-ханом (1155-1226). Сын великого князя Ярослава св. Александр Невский (1220-1263) превращается с хана Сартака, сына Батыя (ум. 1256). А к нему князь Александр ездил в Сарай и пил с ним кумыс и разговаривал. Значит, он ездил к самому себе или к своей тени?
Недоуменные вопросы по поводу дубликатов Фоменко, а их сотни, возникают постоянно при чтении рецензируемых книг и на них не находится вразумительных ответов. По меньшей мере странными выглядят утверждения московских соавторов, о том, что Новгорода на Волхове не было, а вместо него был Ярославль, где и происходили якобы события новгородской истории. Смоленск был якобы столицей Ак-Орды вместо Сарая и одновременно, столицей великого князя литовского Гедимина. Киев и Новгород оказываются столицами Золотой и Синей татарских орд. Столицей князя Рюрика якобы был один неизвестный город в болотистой глуши Псковской земли. И, наконец, государственным языком Монгольской Империи якобы являлся церковно-славянс-кий и т.п. К чему это ничем неоправданное баснословие вместо реальной истории? Какую цель поставили перед собой московские соавторы-математики, одевшие тоги историков и вместо истории рассказывающие небылицы? Вопросы остаются вопросами, а фальсификации — фальсификациями, как это ясно видно на примере интерпретации Куликовской битвы.
Когда и где была Куликовская битва? Этот вопрос один из центральных в («Новой хронологии» (с.245-282). Вот что утверждают московские соавторы:
1. Куликовская битва якобы произошла из-за междоусобной смуты в Большой Орде. Когда Монгольская Империя (она же — Русская Империя), сложившаяся в результате завоеваний хана Батыя, внука Чингиз-хана (он же якобы — великий князь Московский Иван Калита), разделилась в конце XIV в. на три части — Волжское царство (или Золотая Орда); Белая Русь (или Белая Орда) и Северская Русь (или — Украина).
2. «В ней русский князь Дмитрий Донской, он же — хан Золотой Орды Тохтамыш, разбил темника Мамая, фактического правителя Орды».
3. «Причиной битвы послужил по граничный спор между «князем Великого Новгорода» (или «князем Костромским») Дмитрием Донскими рязанским и литовским князьями Олегом и Ольгердом. Два последних хотели выгнать Дмитрия из Костромы в Новгород», овладеть городами Москвой, Коломной, Муромом и Владимиром.
4. «Дмитрий победил в битве, и в итоге подчинил себе Рязанское княжество и восточные части Литвы. В том числе, окончательно утвердился в Москве» (с. 245- 246).
5. Это произошло между 1380 и 1382гг., а скорее всего — в 1381 г. («Империя». Рис. 11. С.648).
Ответим, сперва, на эти пять пунктов, опираясь на следующие источники по истории подготовки и проведения Куликовской битвы: Летописную повесть о Куликовской битве, написанную в конце 1380 г. (Московский летописный свод 1409г. в составе Симеоновской и Троицкой летописей), «Задонщину» (80-90-е годы XIV в.), «Сказание о Мамаевом побоище» (первая четверть-середина XV в.), «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя Русского» (первая четверть XVe.), Полное собрание русских летописей, тт.4, 6,8,11,15,17,18,20-28,31, Псковские летописи XV-XVI вв, Летопись епископа Павла XV в., Устюжский летописный свод XVI в., синодики и актовый материал. Любопытно, что все свидетельства русских источников подтверждаются независящими от них немецкими источниками XIV-XV вв., в том числе хрониками Иоанна Пошильге, Дитмара Любекского, «Торнскими анналами», а также «Вандалией» Альберта Кранга (изд. 1619г.,сведения о Куликовской битве немецкому источнику сообщил ганзейский купец, присутствовавший на Куликовом поле во время битвы). И вот что следует из вышеперечисленных источников:
1. Московское великое княжество и Золотая Орда никогда не составляли единого государства, так как оставались злейшими, непримиримыми врагами на протяжении 300 лет. В историографии, литературе и фольклоре Древней Руси татаро-монгольское иго в сотнях произведений отображается как година тяжелейших испытаний, и унижений, иссушавших самую душу народа. Батый — Бату-хан (1205-1255), сын Джучи, внук Чингиз-хана, не был современником великого князя Псковского Ивана Даниловича Калиты, сына Даниила, внука Александра Невского (годы княжения Калиты — 1325-1341). Это были разные лица. Золотая Орда никогда не распадалась на Беларусь и Украину, а продолжала оставаться Большой Ордой до 1502г., когда Сарай был разрушен литовцами.
2. Князь великий Московский Дмитрий Иванович Донской (1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, не был ханом Золотой Орды Тохтамышем, т.е. потомком младшего сына Джучи Тука Тимура, хана с 1378 по 1395г., убитого в 1405г. В русской литературе хорошо известна летописная Повесть о взятии Москвы Тохтамы-шем в 1382 г. Хорошо известны, русским и восточным источникам сыновья Тохтамыша ханы Джа-лал-аддин, Керим-Берды, Кепек, Джабар-Берды и Саид-Ахмед, жившие в XV в. У Дмитрия Донского также были сыновья, хорошо известные летописям и документам XIV-XV вв.: князья Василий I, Юрий IV, удельные князья Андрей Можайский и Петр Дмитровский. Их имена — как имена разных лиц встречаются повсюду в источниках.
3. Причиной татаро-русской войны вовсе не были пограничные споры между русскими князьями. Главным противником Москвы всегда был и оставался Сарай, столица Золотой Орды. Московский князь пытался освободиться от полуторавекового татаро-монгольского ига. Битва с татарами 11 августа 1378 г. на реке Воже была первым регулярным сражением, выигранным русскими, когда великий князь Московский (а не Новгородский и не Костромской) наголову разбил татарские полки под начальством мурзы Бегича. Мамай захотел отомстить за это поражение и стал собирать войска на правобережье Волги в донских степях и в Крыму для похода на Москву. И этот поход состоялся в июле-сентябре 1380г. Князь Дмитрий объявил созыв народного ополчения по всей Руси; ратников ему прислали даже новгородцы, плохо ему подчинявшиеся: ведь Новгород был столицей вольной вечевой республики. Литовского великого князя Ольгерда, давнего врага Москвы, трижды её осаждавшего, уже не было в живых: он умер в 1377г. А Рязанский князь Олег Иванович боялся за судьбу своего княжества, т.к. Мамай с войском уже остановился в его земле, на Куликовом поле, в излучине рек Непряд-вы и Дона.
4. Куликовская победа была поворотным пунктом Русской истории, так как было впервые доказано, что тата
ро-монголов можно и нужно бить и побеждать силою оружия крёстного. Рязанское княжество присоединил к Москве лишь праправнук Дмитрия Донского Василий III в 1521 г.
5. Куликовская битва, по всем источникам, произошла 8 сентября 1380г., в субботу, в день Рождества Пресвятой
Богородицы, и другой даты ни в каких источниках не имеется.
По поводу обстоятельств и места битвы А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский сообщают следующее:
1. Битва якобы произошла в черте города Москвы, «на Кулишках», что является, по мнению московских ученых, синонимом поля Куликова, в составе войска Мамая были поляки (Мамай был разгромлен дважды в 1380 г. всё тем же князем Дмитрием (с. 248-249) на московских Кулишках. Значит, Куликовских битв была две, а не одна. Источниковедческие подтверждения в пользу высказанных точек зрения соавторами не приводятся.
2. Упомянутую в источниках топонимику московские соавторы истолковывают так: «Красный холм», на котором остановился Мамай, находится на Красной площади (?); «Кузьмина гать» в районе Кузьминки; «На Березуе» — «на берегу Москвы-реки»; «Город Коломна» — село Коломенское под Москвой; «Котловка» — речка Котловка недалеко от Коломенского; «Девичье поле» — поле в излучине Москвы-реки; где ныне стоит Новодевичий монастырь; «переход через Дон» — переход через Москву-реку; «Трубные гласы» раздавались на Трубной площади; «Дмитрий Донской» — означает Дмитрий Низовой (?); «река Меча» — река Моча, приток Москвы-реки; «река Непрядва» — река Непрудная, а также Неглинка; засадный полк князя Владимира Андреевича располагался «в Садах», т.е. в нынешнем Старосадском переулке Москвы.
3. Ярослав Мудрый и Александр Невский потому так часто упоминаются в «Сказания о Мамаевом побоище», что
Ярослав — это дубликат Ивана Калиты, отца (sic!) Дмитрия Донского (надо — деда Ю.Б.), а Александр — дубликат Симеона Гордого, брата (sic!) и предшественника Дмитрия Донского (надо - дяди Ю.Б.) (с.262).
4. В битве сражались не русские итатары между собой, а смешанные народы. Слово «татары» означает «конные русские войска».
5. Братская могила павших воинов находится в старом Симоновом монастыре.
6. Село Рождествено находилось в Симоновой слободе.
7. Битва Мамая с Тохтамышем — ещё одно описание Куликовской битвы.
8. Москва основана в 1382г., а Кострома была тогда столицею Дмитрия Донского. Ссылки на источники, подтверждающие это утверждение не приводятся.
9. Хан Тохта и темник Ногай — дубликаты Дмитрия Донского-Тохтамыша и темника Мамая. Ссылки на источники отсутствуют.
Отвечаю по порядку:
1. Московские соавторы перепутали «Кулишки» (1) и (2) «поле Куликово». Эти два географических понятия имели в древности различные значения. (1) «Кулижка» — лужайка, лесок посреди чистого поля. В Москве есть (в Мясницкой части) «Кулижки» по прогонам рощицы от Васильевского луга». (Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1899. С.1029). (2) «Кулига»: новь, раскорчёванное место», вост. русск.; «небольшой луг на полуострове, мысок», арханг., пермск., московск., «отдельная полоска леса, поля», тверск., рязанск.; «широкая большая пахотная полоса»; вятск.; др. русск. «кулига»— «участок земли, угодье»; «раскорчёванное место», «узкий залив», калмыцк.; «у чёрта на кулижках» (или кулишках), также «у чёрта на куличках». (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т.2. с.410). Урочище «Кулишки» было хорошо известно, в средневековой Москве, на левом берегу Москвы-реки, ниже устья Яузы, где некогда был обширный Васильевский луг. Там на Кулижках в конце 1380г. была действительно возведена церковь «Всех святых» на улице Солянке, по которой в 1380 г. шли войска на Куликово поле и возвращались затем с победой. Сама же битва, согласно данным всех источников, проходила на Куликовом, т.д. «отдалённом поле», в излучине Дона и Непрядвы, в 300 км от Москвы.
2. 2. Как свидетельствуют все источники, князь Дмитрий вышел из Москвы навстречу темнику Мамаю, допустить татар, в столицу он не мог, т.к. это было бы крупной стратегической ошибкой. И татары не воевали внутри городов: они ком другого. Ярослав Мудрый упоминается много раз в «Сказании» потому, что на его текст повлияло «Паремийное чтение о святых князьях Борисе и Глебе», где имя Ярослава часто упоминается.
3. 3. В русском войске тогда не было никаких татар, а конные русские войска никогда не назывались татарскими. Не было в нём и поляков: одни русские!
4. Гипотеза о существовании в XlVв.братской могилы в Симоновой монастыре вероятная. Но кто же там был похоронен? Не исключено, что это были останки москвичей, все до одного посеченные татарами 26-27 августа 1382г. во время взятия .Москвы ханом Тохтамышем.
5. Другое село Рождествено, или Монастырщина, находилось на реке Непрядве, между Березовской и Татинкой.
6. Битва хана Тохтамыша с Мамаем действительно происходила весной 1381 года в степи на реке Калке (Калмиусе), согласно следующим персидским источниками Низам-аддин-Шамь, Шераф-аддин Йезди, «Аноним Искандера», а также арабскому историкуИбш-Хальдуну, Мамай бежал в Крым и был убит генуэзцами в Кафе (Феодосии) 15 августа 1381г., согласно Лондонскому списку Вологодско—Пермской летописи. К Куликовской битве сражение на реке Калмиус не имеет никакого отношения и не является её дубликатом: на Калке имела место большая разборка двух татарских кланов в борьбе за власть в Золотой Орде. Любопытно, как московские соавторы аргументируют свою заведомо ложную точку зрения. Они выискивают подходящий им источник и истолковывают его на свой лад. Это книга хорвата Мавро Орбини «О славе славян», изданная в 1601г. на итальянском языке в Пезаро (Orbini M. Origine de gli Slavi et progresso deli loro.Pesaro, 1601. Изд. нарусск. яз.: СПб., 1722. Hac.751 «Империи» приведена неверная дата — «1606»). Архимандрит Рагузский, как себя называл Орбини, всячески стремится в своем сочинения возвеличить историю славянских народов, привлекая массу малоизвестных источников. Однако критики исторического источника он не знает, цитирует всё без разбора и без всякого внутреннего порядка,
приписав славянам такие деяния, которые они вряд ли совершали: разорили Персиду, овладели Азиею и Африкою, билися с Египтянами и великим Александром Македонским, покорили Грецию, ходили на Рим, овладели Франциею,
Англию и Испаниею и т.п. Академик Фоменко с ним согласен в этом, как и в том, что московиты русы, поляки, богемцы, боснийские хорваты, черкасы, далматинцы, болгары, рассияне, маркоманы, квады принадлежат одной вандальской (т.е. германской — Ю.Б.) нации. Книгу Орбини Фоменко восхваляет и специально издает большой отрывок из нее, потому что этот источник, полуфольклорный, полубаснословный, устраивает московского учёного как «описание многих дубликатов русско-монгольского великого завоевания XIV в.» («Империя». с.297-304, 721-744).
7. Основанием для отождествления двух битв — Куликовской и Калмиусской — послужило следующее сообщение Мавро Орбини: «В 6386 (1378) году от Сотворения Мира (по русскому летоисчислению) великий князь Руси Дмитрий одержал победу над царём татар Мамаем. Через три года после этого он вновь сошёлся в битве с этим царем и, как пишет Герберштейн, нанёс ему столь сильное поражение, что земля более, чем на тринадцать миль вокруг была завалена трупами павших в битве» («Империя», С.726). Академик Фоменко не анализирует это свидетельство. Между тем, не трудно заметить, что Орбини основывался на Герберштейне, авторе «Московских дел» или «Записок о Московии» (1549). К сожалению, московские соавторы не цитируют текст Герберштейна дальше, а именно: «На второй год после этой битвы нагрянул татарский царь Тохтамыш, разбил Димитрия осадил и занял Москву» (Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. Изд-во МГУ, 1988. С .64.) , т.е. речь идет о 1382г., а не о 1381г., когда происходила Калмиусская битва. Фоменко сле-лал вид, что он не заметил, что и Гер-бершейн, и его последователь Орбини имеют в виду две победоносные битвы Дмитрия Донского — на Воже (1378) и на Дону (1380). «Это хорошо отвечает нашей реконструкции, согласно которой великий князь Дмитрий Донской и хан Тохтамыш — это одно и то же лицо» («Империя» с.73). Но источники противоречат «реконструкции». Тем хуже для источников: они должны быть подогнаны под лженаучную схему Фоменко-Носовского. Бумага всё терпит! А вот русская наука не терпит, она оставляет за своими пределами всё, что к ней не относится.
8. Согласно записи в Ипатьевской летописи, которая является современной и аутентичной, Москва была основана великим князем Юрием Долгоруким 28 марта 1147 г. А в 1156 г. она была обнесена деревянными стенами великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. Это в нашей стране знает каждый, но для столичного академика дискуссионная проблема. Город Кострома никогда не был столицей Руси и на этот счет не оказывается никаких источников.
9. 9. Хан Золотой Орды Тохта, сын Мангу-Тимура, из рода Бату (годы правления 1292-1302) и его друг темник Ногай, затем хан и основатель государства предков калмыков (1299), не были современниками хана Тохтамыша и великого князя Дмитрия, не имели к ним никакого отношения и, естественно, не могли, быть ни чьими дубликатами.
В заключение отметим, что на Куликовском поле с 1820 г. постоянно находили предметы вооружения, кости человеческие и драгоценности, т.е. остатки зарытых кладов. (См.: Фехнер М.В. Находки на Куликовом поле. Материалы и исследования. Труды ГИМ. Вып. 73. Отв. ред. А.К.Зайцев. М., 1990, с.72-78). Находки эти ныне хранятся в Тульском Областном краеведческом музее и в Государственном Историческом Музее в Москве. Утверждая, что таких находок не было, московские авторы проявляют некомпетентность, доказывая, что они не читают ни источников, ни специальной литературы по тем вопросам, по которым высказываются. Подобное явление, к сожалению, мы можем, наблюдать в обоих книгах «Новая хронология» и «Империя».
Итак, мы рассмотрели все гипотезы и все толкования академика А. Т. Фоменко и Г.В.Носовского, касающиеся Куликовской битвы, не нашли соответствий между их высказываниями и историческими источниками, а также не нашли в их работах знания специальной литературы. Новых источников московские соавторы не привлекают и, стало быть, их гипотезы, касающиеся событий Куликовской битвы, остаются за пределами науки.