ВВОДНОЕ СЛОВО

Руны славян — это знаки  древнего письма,  которые предшествовали азбуке. Преданные забвению на века, ныне они вновь возвращаются к нам, открывая великий пласт отечественной культуры, литературы, возвращая забытые знания пращуров.

Было время, когда исследования по сей теме поддерживались императорами России, о чём здесь следует сказать особо. Правители всегда понимали, державу объединяют культура, язык и письменность. Единственный пример империи, не раз­­руши­вшейся от начала истории, — это Китай. А объединяют его сто народов и языков единая для всех иеро­­глифическая письменность, а также великая культура. Освоение всех пластов истории, изучение иероглифов, каллиграфии, за­учивание томов древней поэзии, философии, этики всегда были обязательны для китайского вельможи, чиновника — от сего всегда зависело его продвижение по службе, и это занимало всю его жизнь. Так и создаётся подлинная знать, то есть люди знающие, служащие не себе, но отчизне. Этот конфуцианский подход и сделал Китай несокрушимым волнами времени.

Полагали прийти к сему и в России, потому столько сил прилагали императоры к развитию наук исторических, археологических, покровительствовали учёным, которые занимались древней славянской литературой.

Затем настали времена, когда по причинам внешним и политическим тема славянских рун попала под негласный запрет. В российской академической науке так дело обстоит поныне. Потому у нас изучаются руны германские, тюркские, финские — и только изучение славянских  рун по сию пору полагается делом чуть ли не пред­­осу­дитель­ным. 

Но не об этом здесь речь, а о свете знания, что несут с собою руны славян. И первая наша задача сейчас — дать «ключи к вратам знания», то есть дать общедоступный  вводный курс древнеславянской рунологии и языка, дабы затем читать ведославные книги, писанные как руницей, то есть венедскими рунами либо бояновицей, а также велесовицей и происходящей от неё кириллицей и буквицей.

Будет здесь сказано и о бытовании разного рода  рун по всему славянскому миру в ведическую старину, а также об истории их изучения в прошедшие века. Расскажем и о знаках  традиции, дав должную оченку применению сих символов в целях религиозных и политических. Затем , объяснив руны, символы традиции и дав курс рунической грамоты, приведём и сами ведославные тексты, как уже известные, так и те, что опубликуем впервые.

Более всего внимания здесь будет уделено изучению языка древних русичей, правилам древнего письма. Ибо мало уметь читать руны и буквы — для понимания текстов нужно владеть самим языком наших пращуров.

Древнерусский язык — чудесен, он полон красоты, величия. Как хорошо, что мы и сейчас говорим на русском языке, не утратившем ведических корней!

Разумеется, язык ведославных книг отличается от совре­мен­ного, что-то понятно, а смысл иного едва угадывается. В ведославных текстах немало неясных для неподготовленного читателя слов и выражений, вызывают трудности незнакомые склонения, спряжения и прочее.

Но ведь чтение священных текстов — суть также труд духовный. И сколько радости затем приносит верное понимание рунических письмён, какая красота открывается тогда духовному взору!  А при переводе, как бы он ни был хорош, всё же утрачивается нечто неуловимое, но особо трогающее душу. Потому и следует изучать древнерусский язык, а также обогащать его выражениями и образами свой язык и мысли, возвращаясь тем самым к истокам.

И, конечно, следует обратить внимание на красоту самих рун — прежде всего рун бояновицы. 

Мы можем видеть, как руны изначальные, имевшие ещё слоговое звучание, породили все современные алфавиты и азбуки, в том числе и старославянскую буквицу. К ним же за частую восходят руны иных народов, а также знаки зодиака и символы планет.

Бояновицей написан широко известный ныне «Боянов гимн», а также «Книга Ярилы» и  «Песни Златояра и тризны Бояна». И мы вправе называть эти руны также рунами ат­лан­тов, ибо, по греческим мифам, эти руны пеласги (предки в том числе и славян). А уна­следовали они их от муз, под коими подразумевались Пле­­­яды-Атлантиды, дочери титана Атланта. Он же в ведославных легендах — Святогор, отец Плеянок. Принёс же их славянам от дочерей Святогора, согласно «Ярилиной книги», сам бог Велес, от коего их получили народы земли.

В древности этими рунами поль­зовались все народы, но после Дар­да­нова потопа их сохранили лишь пеласги и этруски. Ныне принято полагать, что часть этрусских рун видо­­изменилась в буквы греческой и латинской пись­менностей. Многие согласны и с тем, что этрус­ские руны послужили образцом, по коему  создава­лись и скандинаво-гер­манские руны. То есть руны эт­рус­ков, на­иболее близкие к славянской бояновице, суть руны из­на­­чаль­ные.

Родственны бояновым рунам и рет­ринские руны, запад­нославянские, известные по над­писям на статуях богов из венедских хра­мов Ретры. Бояновы руны также послужили образцом для со­здания иных систем сла­вянского письма, от веле­со­вицы и буквицы до со­вре­­менной гражданской азбуки, введённой в России указом Петра I.

И тут следует напомнить, что даже само слово «руна», которое ныне чаще при­­знаётся не славянским, а гер­ман­ским, по происхождению — славянское. Оно имеет опре­делённый смысл именно в славян­ских языках, сохра­нивших в себе многие по­­нятия и корни изна­чального праязыка, общего для всех индо­арий­ских на­­ро­дов.

Сразу вспоминается созвучное слово «руно». Это сло­­во во всех славянских языках значит «по­крытая во­ло­сами кожа». А ведь именно на кожу наносили в ста­рину ру­­нические знаки. И это значит, что руны на­по­ми­на­ли славянам волосы на коже. Заметим также, что руном на­зывали и по­ле, покрытое стеблями, будто воло­сом. И даже отару ов­ец, стаю рыб или птиц. Очевидно, что славяне срав­нивали сло­­ва, на­пи­санные рунами, с си­ими стеб­ля­ми и стаями.

Вспомним, что Боян из «Слова о полку Игореве» «растекался мыс­лию по древу», то есть читал руны, нанесённые на доски деревянной книги, а затем, подобно орлу или волку, рыскал по небу и по земле, гонял стаи (то есть руны) лебедей, кои пели славы рус­ским князьям.

А ранее также рыскал волком в лесах и скакал белкою по елям «у чертогов Велеса» его великий предшественник Боян сын Буса Белояра, согласно «Тризнам Бояна» и «Ярилиной книге».

И по сию пору славянская буквица, называемая также ки­риллицей по установишемуся недавно обычаю, сохраняет своё родство с велесовицей, коей писана «Велесова книга», а через неё и с изначальным пись­мом — бояновицей, которой писан «Боянов гимн».

Велесовица также может отчасти почитаться письмом руническим, ибо использует и некоторые рунические знаки, хоть в целом — это вариант византийского унициала, использовавшегося славянами до кириллицы. Однако и сама кириллица-буквица имеет корни не только в греческом письме, но и в славянских рунах.

И потому старинная азбука, используемая в православии, обладает особой красотой. В ней ещё есть некоторые буквы, означающие звуки, утраченные нами ныне, коих, правда, уже меньше, чем в бояновице. Но уже сам облик старославянских букв придаёт словам особый настрой, даёт тексту незримую, но действенную силу.   

Есть особая сила и в иных знаках ведославия, а также в древних символах  традиции, связанных своим происхождением с рунами, а часто и являющихся рунами «вязаными». И об этих знаках также будет сказано в сей книге.

Итак, отправимся в путь, следуя «Завету Бусову» (см. «Ярилину книгу», Искон 32), дабы обретённое знание стало «светильником в нашей жизни» и рассеяло тьму невежества и дабы «делать всё по Прави и выбирать из всего сущеголучшее», поскольку «не следует оставлять человека, не утолив жажды его в слове животворящем».