ВВОДНОЕ СЛОВО
Руны славян — это знаки древнего письма, которые предшествовали азбуке. Преданные забвению на века, ныне они вновь возвращаются к нам, открывая великий пласт отечественной культуры, литературы, возвращая забытые знания пращуров.
Было время, когда исследования по сей теме поддерживались императорами России, о чём здесь следует сказать особо. Правители всегда понимали, державу объединяют культура, язык и письменность. Единственный пример империи, не разрушившейся от начала истории, — это Китай. А объединяют его сто народов и языков единая для всех иероглифическая письменность, а также великая культура. Освоение всех пластов истории, изучение иероглифов, каллиграфии, заучивание томов древней поэзии, философии, этики всегда были обязательны для китайского вельможи, чиновника — от сего всегда зависело его продвижение по службе, и это занимало всю его жизнь. Так и создаётся подлинная знать, то есть люди знающие, служащие не себе, но отчизне. Этот конфуцианский подход и сделал Китай несокрушимым волнами времени.
Полагали прийти к сему и в России, потому столько сил прилагали императоры к развитию наук исторических, археологических, покровительствовали учёным, которые занимались древней славянской литературой.
Затем настали времена, когда по причинам внешним и политическим тема славянских рун попала под негласный запрет. В российской академической науке так дело обстоит поныне. Потому у нас изучаются руны германские, тюркские, финские — и только изучение славянских рун по сию пору полагается делом чуть ли не предосудительным.
Но не об этом здесь речь, а о свете знания, что несут с собою руны славян. И первая наша задача сейчас — дать «ключи к вратам знания», то есть дать общедоступный вводный курс древнеславянской рунологии и языка, дабы затем читать ведославные книги, писанные как руницей, то есть венедскими рунами либо бояновицей, а также велесовицей и происходящей от неё кириллицей и буквицей.
Будет здесь сказано и о бытовании разного рода рун по всему славянскому миру в ведическую старину, а также об истории их изучения в прошедшие века. Расскажем и о знаках традиции, дав должную оченку применению сих символов в целях религиозных и политических. Затем , объяснив руны, символы традиции и дав курс рунической грамоты, приведём и сами ведославные тексты, как уже известные, так и те, что опубликуем впервые.
Более всего внимания здесь будет уделено изучению языка древних русичей, правилам древнего письма. Ибо мало уметь читать руны и буквы — для понимания текстов нужно владеть самим языком наших пращуров.
Древнерусский язык — чудесен, он полон красоты, величия. Как хорошо, что мы и сейчас говорим на русском языке, не утратившем ведических корней!
Разумеется, язык ведославных книг отличается от современного, что-то понятно, а смысл иного едва угадывается. В ведославных текстах немало неясных для неподготовленного читателя слов и выражений, вызывают трудности незнакомые склонения, спряжения и прочее.
Но ведь чтение священных текстов — суть также труд духовный. И сколько радости затем приносит верное понимание рунических письмён, какая красота открывается тогда духовному взору! А при переводе, как бы он ни был хорош, всё же утрачивается нечто неуловимое, но особо трогающее душу. Потому и следует изучать древнерусский язык, а также обогащать его выражениями и образами свой язык и мысли, возвращаясь тем самым к истокам.
И, конечно, следует обратить внимание на красоту самих рун — прежде всего рун бояновицы.
Мы можем видеть, как руны изначальные, имевшие ещё слоговое звучание, породили все современные алфавиты и азбуки, в том числе и старославянскую буквицу. К ним же за частую восходят руны иных народов, а также знаки зодиака и символы планет.
Бояновицей написан широко известный ныне «Боянов гимн», а также «Книга Ярилы» и «Песни Златояра и тризны Бояна». И мы вправе называть эти руны также рунами атлантов, ибо, по греческим мифам, эти руны пеласги (предки в том числе и славян). А унаследовали они их от муз, под коими подразумевались Плеяды-Атлантиды, дочери титана Атланта. Он же в ведославных легендах — Святогор, отец Плеянок. Принёс же их славянам от дочерей Святогора, согласно «Ярилиной книги», сам бог Велес, от коего их получили народы земли.
В древности этими рунами пользовались все народы, но после Дарданова потопа их сохранили лишь пеласги и этруски. Ныне принято полагать, что часть этрусских рун видоизменилась в буквы греческой и латинской письменностей. Многие согласны и с тем, что этрусские руны послужили образцом, по коему создавались и скандинаво-германские руны. То есть руны этрусков, наиболее близкие к славянской бояновице, суть руны изначальные.
Родственны бояновым рунам и ретринские руны, западнославянские, известные по надписям на статуях богов из венедских храмов Ретры. Бояновы руны также послужили образцом для создания иных систем славянского письма, от велесовицы и буквицы до современной гражданской азбуки, введённой в России указом Петра I.
И тут следует напомнить, что даже само слово «руна», которое ныне чаще признаётся не славянским, а германским, по происхождению — славянское. Оно имеет определённый смысл именно в славянских языках, сохранивших в себе многие понятия и корни изначального праязыка, общего для всех индоарийских народов.
Сразу вспоминается созвучное слово «руно». Это слово во всех славянских языках значит «покрытая волосами кожа». А ведь именно на кожу наносили в старину рунические знаки. И это значит, что руны напоминали славянам волосы на коже. Заметим также, что руном называли и поле, покрытое стеблями, будто волосом. И даже отару овец, стаю рыб или птиц. Очевидно, что славяне сравнивали слова, написанные рунами, с сиими стеблями и стаями.
Вспомним, что Боян из «Слова о полку Игореве» «растекался мыслию по древу», то есть читал руны, нанесённые на доски деревянной книги, а затем, подобно орлу или волку, рыскал по небу и по земле, гонял стаи (то есть руны) лебедей, кои пели славы русским князьям.
А ранее также рыскал волком в лесах и скакал белкою по елям «у чертогов Велеса» его великий предшественник Боян сын Буса Белояра, согласно «Тризнам Бояна» и «Ярилиной книге».
И по сию пору славянская буквица, называемая также кириллицей по установишемуся недавно обычаю, сохраняет своё родство с велесовицей, коей писана «Велесова книга», а через неё и с изначальным письмом — бояновицей, которой писан «Боянов гимн».
Велесовица также может отчасти почитаться письмом руническим, ибо использует и некоторые рунические знаки, хоть в целом — это вариант византийского унициала, использовавшегося славянами до кириллицы. Однако и сама кириллица-буквица имеет корни не только в греческом письме, но и в славянских рунах.
И потому старинная азбука, используемая в православии, обладает особой красотой. В ней ещё есть некоторые буквы, означающие звуки, утраченные нами ныне, коих, правда, уже меньше, чем в бояновице. Но уже сам облик старославянских букв придаёт словам особый настрой, даёт тексту незримую, но действенную силу.
Есть особая сила и в иных знаках ведославия, а также в древних символах традиции, связанных своим происхождением с рунами, а часто и являющихся рунами «вязаными». И об этих знаках также будет сказано в сей книге.
Итак, отправимся в путь, следуя «Завету Бусову» (см. «Ярилину книгу», Искон 32), дабы обретённое знание стало «светильником в нашей жизни» и рассеяло тьму невежества и дабы «делать всё по Прави и выбирать из всего сущего — лучшее», поскольку «не следует оставлять человека, не утолив жажды его в слове животворящем».